Как известно э. д. с. электро-двигателя равна сумме э. д. с. последовательно соединенных проводов одной параллельной ветви. Эти э. д. с. различны по величине, так как магнитная индукция в различных точках воздушного зазора по окружности якоря не одинакова. Однако э. д. с. двигателя можно найти через среднее значение э. д. с.-провода, умноженное на число проводов одной параллельной ветви.
Пусть магнитный поток одного полюса Ф (рис.1), число полюсов двигателя 2p, осевая длина тела якоря ⌊, его диаметр d и боковая поверхность S. Тогда среднее значение магнитной индукции на поверхности якоря:
а среднее значение э. д. с. каждого провода:
где n — частота вращения якоря, об/мин.
Если все число проводов обмотки N, а число параллельных ветвей ее, —2а, то в каждой параллельной ветви будет последовательно включено N/2a проводов. Тогда э. д. с. параллельной ветви, а значит, и э. д. с. эл. двигателя:
или
где — постоянная эл. двигателя.
Следовательно, величина э. д. с. эл. двигателя пропорциональна магнитному потоку и частоте вращения якоря.
Источник — Попов В.С., Николаев С.А. Общая электротехника с основами электроники. (1972)