При холостом ходе машины (электро двигателя) независимо от режима работы генератором или электродвигателем ток в якоре Iя или равен нулю, или очень мал. В этом случае магнитный поток ее Фв создается только магнитодвижущей силой Fв и замыкается через якорь вдоль полюсов и станины. На рис. 1 этот поток показан направленным сверху вниз (от полюса N к полюсу S).
В проводах якоря нагруженной машины устанавливается ток Iя который при генераторном режиме (рис.1) направлен в одну сторону с э. д. с., определенной по правилу правой руки. Тогда м. д. с. якоря Fя создает свой магнитный поток Фя замыкающийся через якорь, воздушный зазор и полюсные наконечники. Если по отношению к направлению вращения считать левый край полюсного наконечника как бы набегающим на поверхность якоря, а правый — сбегающим, то можно заметить, что набегающий край полюса размагничивается поперечным потоком якоря, а сбегающий намагничивается. Картина перераспределения магнитной
индукции Вσ в воздушном зазоре для этого случая показана на рис. 2.
Результирующий поток машины Ф сдвигается в направлении вращения якоря; в ту же сторону смещается и нейтраль машины, называемая в отличие от геометрической — физической нейтралью.
В результате насыщения стали размагничивающее действие поперечного потока на набегающем краю полюса больше, чем намагничивающее на сбегающем краю, и магнитный поток машины уменьшается (Ф<Фв). Влияние м. д. с. якоря на величину магнитного потока машины при нагрузке называется реакцией якоря.
При работе машины электродвигателем ток в якоре (рис. 1) направлен навстречу э. д. с., якорь вращается в обратную сторону и поперечная реакция якоря смещает результирующий поток Ф и физическую нейтраль против направления вращения якоря.
Источник — Попов В.С., Николаев С.А. Общая электротехника с основами электроники. (1972)