Эскиз двухполюсного двигателя постоянного тока представлен рис. 1. Двигатель состоит из стальной станины 1 и вращающегося якоря 2. На станине при помощи болтов укреплены полюсы 3. На полюсах (рис. 2) помещается обмотка возбуждения 4 (рис. 1), по виткам ωв которой проходит ток возбуждения Iв. Магнитодвижущая сила (м. д. с.) обмотки возбуждения, равная Iвωв создает магнитный поток возбуждения Фв замыкающийся через полюсы, воздушный зазор между полюсами и якорем, через якорь и станину (рис. 1).
Полюсы набираются из стальных листов, и тело их оканчивается полюсными наконечниками 5, форма которых определяет распределение магнитной индукции В в воздушном зазоре.
Устройство якоря двигателя показано на рис. 3. Это цилиндр 1, набранный из штампованных стальных листов, изолированных друг от друга и запрессованных на валу 2 (рис. 3, а).
В его пазы 3 укладываются провода обмотки якоря 4 (рис. 3, б), соединяемые друг с другом по определенной схеме, представляющей собой последовательно-параллельное (смешанное) соединение. Обмотка якоря изолируется от пазов и крепится в них специальными клиньями или бандажами 5.
На валу якоря 2 помещается цилиндрический коллектор 6, электрически изолированный от вала.
Коллектор (рис. 4) состоит из клиновидных медных пластин 1,
изолированных друг от друга миканитовыми прокладками, набранными на втулке 2 и закрепленными на ней болтами. К выступам коллекторных пластин 3, называемых «петушками», припаиваются определенные концы проводников, составляющих обмотку якоря. К поверхности коллектора прилегают угольные или графитовые неподвижные щетки 6 (рис. 1), к которым присоединяются провода внешней сети. Таким образом, провода внешней сети через щетки и коллектор соединяется с вращающейся обмоткой якоря.
Другое назначение коллектора — преобразование переменных э. д. с., наводимых в проводах обмотки якоря, в постоянную э. д. с. двигателя на основе переключений (коммутации).
Устройство щеточного механизма показано на рис. 5. Щетки в форме угольных или графитных призм 1 помещены в обоймы 2 щеткодержателя. Щеткодержатель крепится на специальном пальце (болте), проходящем сквозь отверстие 4 и установленном на подшипниковом щите двигателя изолированно от нее.
Гибкие медные проводники осуществляют контакт щеток с зажимами цепи якоря на изолирующем щитке, обозначенными буквами Я1, Я2. Зажимы обмоток возбуждения, расположенные на том же щитке, обозначаются буквами Ш1 и Ш2 — параллельная (шунтовая); Д, Д — последовательная (сериесная) и — дополнительных полюсов. Внешний вид двигателя постоянного тока показан на рис. 6.
Источник — Попов В.С., Николаев С.А. Общая электротехника с основами электроники. (1972)